Письмо №1
Дорогие родители!

Наступил новый учебный год, а это значит, что пришло время писем от Школы. У нас есть немножко новостей и разных полезных материалов, которые можно читать и смело всем советовать.

ВНАЧАЛЕ БЫЛ ПРАЗДНИК

Однажды в очень тесном кругу очень умный человек, которого зовут Уоррен Бергер, проронил такую фразу: «Прежде, чем предпринять какие-то действия, обязательно нужно задать вопрос» (этот человек вот такую книжку даже написал). Нам так понравилась эта книжка, что мы посвятили первую встречу нового учебного года, а также все последующие встречи с детьми, вопросам, самым разным. Ведь нет ничего ценнее детского вопроса!

На праздник мы пригласили настоящего ученого-химика, которая показала ребятам, какие чудеса может творить вопрос. Дети так радовались. И взрослые тоже очень радовались. А ученый-химик была радостнее всех.
Дальше мы предложили всем перемешаться со всеми и отправиться в образовательные экспедиции по школе. Например, второклассники работали в одной группе с шестиклассникам, и даже семиклассниками; все задавали вопросы всем и искали на них ответы. Иногда ответы совсем не находились, что не мешало вопросу быть и волновать умы.

Нам кажется важным, когда дети разного возраста встречаются вместе, а порой даже учатся в одной группе. Это сильно помогает посмотреть друг на друга; помочь, если нужно; и увидеть, что большие не такие уж и большие, а маленькие даже очень огого!

В этом году в школу пришло много новых учеников и педагогов. У всех сразу возникли вопросов: кто ты, а ты кто, откуда ты, почему здесь, как ты сейчас, какие планы, а что, если… Мы ужасно рады тому, что все погрузились в состояние поиска и исследования. Когда школа начинает жить вопросом, действия каждого становятся осмысленными, появляется любопытство и желание познавать (вот тут есть еще одна книжка хорошая про то, что вопросы порой ценнее ответов).
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ШКОЛЕ СЕЙЧАС

Мы запустили пробный период проектных мастерских. Что это значит? Каждому ребенку разные педагоги предлагают попробовать разное. Например, раскачать системное мышление и услышать, как скрипит мозг; самостоятельно испечь пиццу и остаться при этом целым и невредимым; заварить чай на настоящей церемонии; попробовать себя в роли продюсера; разобраться, как устроен эмоциональные интеллект — и много чего еще. Почему это «проектная мастерская», а не привычный «кружок»? Потому что любое исследование обычно подкрепляется действием. «А что, если смешать это с этим и добавить немножко сыра?» — «Давай попробуем!» Для нас важно обеспечить разные возможности для реализации каждому ребенку, чтобы он пробовал, ошибался, снова пробовал и приходил к чему-то большему. Совсем скоро ребята выберут те проектные мастерские, которые будут посещать во второй половине дня, где попробуют много и поработают в разных командах.

Начались учебные занятия, где тоже есть некоторые изменения. В подростковой школе мы отказались от разделения классов на буквы. Каждую возрастную группу мы назвали «потоком», а каждый «поток» делится на разные группы в разных предметах. Зачем? Почему так сложно? Не путаются ли дети? Спешим вас успокоить. Наш мир устроен так, что мы постоянно контактируем с разными людьми, учимся выстраивать здоровые отношения, даже придумываем вместе вещи, которые вполне меняют жизнь вокруг. И тут мы увидели, что разделение на буквы сильно осложняет выстраивание этих разных отношений. В течение дня каждому ребенку удается взаимодействовать с разными темпераментами, характерами, мышлением. Нет, они не путаются, они внимательно следят за расписанием, быстро адаптировались, у них не возникает никаких противоречий.

В 7−8 классах мы запустили модульную систему обучения. Что это значит? Модуль — это время интенсивного погружения в предмет. В этом учебном году мы выбрали четыре предмета, которые ребята будут изучать в модульном ключе: биология, физика, география и история. В первые пять недель ребята изучают два предмета из списка, остальные два изучают в следующие пять недель. Очередность предметов меняется от периода к периоду. Зачем все это? Исследования показывают, что такая система позволяет не терять знания и эффективно применять их на практике.

Ученики 9−11 классов завершили работу над выстраиванием индивидуальных учебных планов. В школе нет разделения на профильные сегменты, как это обычно принято. Мы исходим из интересов и учебной траектории каждого. Ребята выбирают ряд предметов, те, которые они могут сдать на базовом уровне, и те, которые дадут возможность поступить в университеты. Пока идут пробы и притирки, но уже совсем скоро старшеклассники начнут работу в проектном ключе. Поставят исследовательский вопрос и попробуют ответить на него.
У нас есть небольшие нововведения от кафедры английского языка. Коллеги изучили языковой подход в школе и задались вопросом, как сделать лингвистическое образование эффективным. Они много спорили, изучали различные программы, по которым занимались дети в предыдущие годы. В первую очередь их интересовала академическая и мотивационная эффективность. Все согласились, что нужен единый качественный учебно-методический комплекс для начальной, средней и старшей школы. Выбрали комплексы, разработанные учеными и преподавателями Кембриджского университета, одного из влиятельных университетов Великобритании и мира. С 1 по 4 классы — это «Power Up!» — сбалансированный и увлекательный комплекс для ребят начальной школы, который любят миллионы детей и учителей в мире. Мы верим, что нашим детям он тоже очень понравится!

В ЗАВЕРШЕНИЕ НАШЕГО ПИСЬМА

Мы очень рады, что в этом году к школе присоединились разные дети. Но еще больше мы радуемся новым родителям, которые доверяют нам. Чтобы наше взаимодействие было аккуратным и внимательным друг к другу, мы разработали Принципы партнерского участия. Что это и зачем оно всем нам? Мы убеждены, что правила и договоренности помогают всем людям на земле: они дают точки опоры, которые учат разговаривать, высказывать опасения, предлагать решения в абсолютно безопасной обстановке.

Главный принцип школы — каждый ребенок должен чувствовать себя безопасно. Ведь если мне не страшно — пробовать, ошибаться, расти — то я точно могу изменить мир к лучшему. Мы предлагаем вам прочитать Принципы партнерского участия и в режиме комментариев оставить свои предложения. Мы обязательно к этому отнесемся и создадим общий документ.

Спасибо, дорогие родители, что в этом году вы с нами. Мы будем вам писать иногда о жизни школы. У нас есть много идей и проектов, о которых мы очень скоро расскажем. Хороших выходных и берегите себя!

С уважением,
педагогическая команда школы «Олимп-плюс».