Письмо №2
Дорогие родители!

Спешим к вам со вторым письмом. Прошли три с половиной недели с начала учебного года. На горизонте уже замелькали каникулы. В этом письме мы расскажем про формирующее оценивание, встречу с интересным человеком, покажем меню школьной столовой, учебный календарь, разные расписания, поделимся книжками и посоветуем фильмы на выходные.

ПРО ТОЧКИ ОПОРЫ

Во всех классах прошли родительские собрания. Мы встречались с вами и разговаривали о том, как улучшить образовательный процесс, чем мы можем помочь друг другу, какие есть беспокойства и радости (здесь мы прикрепили список документов для внутреннего пользования).
ПРО ОЦЕНИВАНИЕ

Оценивание — это всегда непростая задача. Оценивать можно что угодно и как угодно. В Российской системе образования есть разные системы оценивания. Мы выбрали гибридный формат: в нашей школе есть отметочная система итогового оценивания (она пятибалльная) и система обратной связи формирующего оценивание (комментарии и репорты).
Чем отличается итоговое оценивание от формирующего? Итоговое оценивание (summative assessment) — это результаты работы ученика за определенный период в определенной точке. Например, контрольная работа за триместр, ВПР или ЕГЭ. Формирующее оценивание (formative assessment) — это промежуточное оценивание, чаще всего оно выражено словами в виде комментариев. Такой вид оценивания помогает ученику понять, где он находится сейчас относительно программы курса и как ему улучшить результат. Формирующее оценивание не влияет на итоговый балл, это тренировка и проба.

Если говорить о количестве, то формирующего оценивания всегда на порядок больше итогового. В нашей школе мы видим, что формирующее оценивание — это самый эффективный способ показать ученику, что он умеет делать хорошо, дать ему собственные точки опоры, показать, что ошибка — это точка роста.

Итоговое оценивание мы сводим к нескольким работам в модуле, которые ребенок выполняет в определенные сроки. Итоговую работу нельзя исправить (переписать), в модуле итоговых работ может быть не больше трех. Не надо этого бояться. До итоговой работы у ребенка будет много проб.

Не пугайтесь, если вы видите, что отметок у ребенка немного. Это значит лишь то, что учитель дает много словесной обратной связи, пишет комментарии к пробным работам на листах или в системе IBLS. Наша задача — снизить уровень привыкания к балльной системе. Мы хотим, чтобы у каждого ребенка сформировалось желание постигать, пробовать, а не гнаться за отметкой.

ПРО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР

В этом году в образовательном поле мы выбрали три основных вектора развития каждого ребенка (помимо академических знаний, с помощью которых все только начинается) — самостоятельность (ученик берет на себя ответственность, пробует, проектирует, рефлексирует), мышление (мы делаем упор на критическое и креативное мышление, которые формируют осознанность и повышают качество академического образования), социальная компетенция (ученик работает с разными людьми в разных составах групп, здесь нам помогает система потоков).

Что это значит? Это значит, что в каждой предметной области каждый педагог в разной степени делает упор на эти три вектора, погружая каждого ученика с помощью академических знаний в область умений и навыков.

Все три вектора объединяются связующей компетенцией — самоэффективностью. Для нас важно помогать каждому ребенку реализовывать потенциал. Мы убеждены в том, что если человек осознает собственные способности, берет на себя ответственность, ориентируется на возможности мышления и умеет договариваться — многие двери перед ним открыты.

ПРО ПОДДЕРЖКУ

Вчера к нам приходил учитель, блогер, директор онлайн-школы Михаил Митин. Он рассказывал старшеклассникам, как был директором большой школы в 6000 учеников (Покровский квартал), проходил Ironman (и прошел!), как начинал работать дворником в 15 лет, как запустил свой блог на Youtube — в общем, делился опытом с ребятами. Михаил стал первым гостем в череде «Встреч с…». Один раз в месяц мы будем приглашать к ребятам интересных взрослых, которые поддержат их в выборе профессионального или личного пути, расскажут об ошибках и промахах, помогут с реализацией проектов.
Вообще мы много и часто разговариваем с детьми. Узнаем, что их удивляет, где они берут ресурс, что или кто им помогает. Почти всегда они говорят: «Мой ресурс — это моя семья». Для каждого ученика крайне важно, чтобы дом был крепостью, чтобы там его ждали, обнимали и понимали. Школа умеет проблематизировать, ставить высокие цели, погружать ребенка в ситуацию развивающего напряжения. Но мы не умеем дарить родительскую любовь. Поэтому благодарим вас, дорогие родители, за поддержку ваших детей. Мы понимаем, что порой страхи заставляют сужать рамки, чуть больше контролировать или опекать. Но, поверьте, нет ничего ценнее, чем поддержка в семье. Школа — это место роста, а когда человек растет — кости болят. Пусть дом станет местом силы и любви, где ребенок отдыхает, а иногда даже пережидает бурю.
ПРО ОТДЫХ

Сейчас обострились сезонные заболевания и еще действуют ограничения по пандемии. Мы просим вас беречь друг друга и не заходить в здание школы без острой необходимости. По организационным вопросам можно всегда обратиться к куратору или секретарю учебной части.

Ну и впереди выходные, а это значит, что можно читать книжки, смотреть кино и слушать подкасты. Оставляем вам здесь то, что любим мы.

  • «Переходный возраст». Книжка о том, как понимать подростков.
  • «How to Raise an Adult». Книжка про то, как помочь ребенку стать взрослым (на русском языке).
  • «Гусь-гусь». Чудесный подкаст про разное всякое от наших друзей из Arzamas (доступен по подписке). Много есть материалов для маленьких.
  • «Хористы». Фильм о внимательном отношении друг к другу.
C уважением,
педагогическая команды «Олимп-плюс».