Письмо №3
Дорогие родители!

Спешим к вам с третьим письмом. Мы завершили первый модуль, но не закончили триместр. Сегодня мы провели первый в этом году общий-общий-общий сбор, на котором наградили отличников прошлого года, победителей Всероссийского турнира интеллектуальных игр, ребят, которые попробовали себя в роли педагогов на Дне самоуправления. Все это было в первом акте, а во втором к нам приезжали гости из Новой школы — Playback-театр, чьё выступление завершило первую неделю Сферы Личности. Сейчас сделаем небольшую передышку на каникулы и вернемся.

В этом письме мы расскажем, какие события ожидают всех нас в этом учебном году, что такое внешняя констатирующая оценка (summative assessment) и зачем она нужна, почему мы организуем образовательные поездки на каникулах, как прошел День самоуправления и что посмотреть вместе с детьми на отдыхе.

ПРО СОБЫТИЯ

Мы любим делать разные дела вместе. Нас это объединяет и дает новые смыслы. Вот такие крупные мероприятия нас ждут в этом учебном году:

29 октября— Игры мускатной тыквы (финал Сферы Личности, большой общешкольный квест на тему эмоционального интеллекта).
19 ноября — Большой турнир яблочного пирога (семейный фестиваль спорта).
24 декабря — Всешкольный Новый год.
18 февраля — Фестиваль электрической картошки (большое научное событие).
25 марта — Театральный фестиваль Воздушного Бизе.
27 мая — Торжественное завершение учебного года.

ПРО «САМОСТЬ»

На прошедшей неделе мы предложили детям попробовать собственные силы в роли учителей. Каждый мог выбрать тот предмет, во время которого он или она проведет урок. Нам кажется важным давать детям возможность пробовать и нести ответственность за эту пробу. Ребята выбрали не только теоретические предметы (математику, иностранный язык, историю), но и практические — плавание, например. Научить плавать маленьких — это та еще задачка. Но ребята из 6 класса отлично с ней справились, все живы, никто не утонул.

Ребятам было непросто, но невероятно захватывающе. Когда пришло время завершения урока, одни кричали вслед уходящим ученикам: «Ой, а мы ведь не все успели! Куда же вы? Остановитесь!», а другие: «О, я бы всегда вел уроки, так круто было!» Ребята сами выбирали темы, готовили презентации, карточки, помогали преодолевать себя. Такую практику будем продолжать.
ПРО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОЕЗДКИ

Во время пандемии сложно куда-то ездить — все закрыто, а если и открыто, то кажется, что может закрыться. Но все эти ограничения не остановят детей, которые хотят поехать в другой город без родителей. На этих каникулах у нас запланированы две поездки: Ярославль (начальная школа) и Калининград (основная школа). Мы уверены, что образовательная поездка — это еще одна возможность побыть ребенку самостоятельным, попробовать строить маршруты, договариваться, смотреть, как люди вокруг живут и организуют быт. Мы не устанем повторять, что образование в школе не начинается, оно здесь продолжается. Предлагаем вам прочитать книгу «Образование за стенами школы» большого ученого и нашего друга Катерины Николаевны Поливановой.
ЕЩЕ РАЗ ПРО ОЦЕНИВАНИЕ

В этом году мы изменили Положение об оценивании, в котором четко разделили работы — формирующие (пробные) и констатирующие (итоговые). Что это значит? Это значит, что теперь ученик не может переписывать итоговые контрольные работы, как это было раньше (ведь если ее переписывать, то она становится формирующей, а не итоговой).

Итоговых работ стало на порядок меньше (не менее трех, но и не более пяти в триместр). У каждого ученика и ученицы есть много времени перед итоговыми работами, чтобы пробовать, задавать вопросы, ошибаться и снова пробовать. И уже к итоговым работам подходить во всеоружии. Главный секрет успеха прост: если ты работал в течение модуля, то никакой сложности в написании контрольной работы не будет.

Итоговые работы — это не только внутренние работы в школе, это и внешний локус контроля. Все работы Московского центра оценки качества образования (МЦКО), Всероссийские проверочные работы (ВПР), ОГЭ и ЕГЭ — это внешние измерители того, как ребенок знает и понимает пройденный материал в момент измерения. Это тоже хорошее подспорье для оценивания результатов. Не всегда ребенок сразу может показать высокие результаты в таких видах работ, но это еще одно зеркало, которое дополняет общую картинку. Все эти работы мы также проводим, во всех участвуем.

ПРО РАСШИРЕНИЕ ГОРИЗОНТА

Мы продолжаем приглашать к ребятам интересных людей. На прошлой неделе к 9 классу в рамках встреч по проектной деятельности приходил наш большой друг Александр Фенин. Он является преподавателем School of Education (Universal University), ex-руководителем продуктовых исследований в Яндекс. Учебнике и СберКлассе. Саша рассказал, что такое исследовательский подход, зачем изучать пользователя и его привычки, как можно улучшить продукт, если поговорить с тем, кто будет им пользоваться. Ребята решили несколько задачек и даже получили приятные подарочки.
ПРО КАНИКУЛЫ

Каникулы в школе продлятся ровно неделю. За это время нужно как следует отдохнуть, собраться с новыми силами. Мы предлагаем вам немножко мультиков и фильмов для совместного просмотра.

  • «Статус Брэда» — фильм о том, как ребенок поступает в колледж, а отец пытается с этим смириться.
  • «Лука» — красочный мультик прямиком из солнечной Италии о том, что быть другим не так уж плохо.
  • «Запределье» — история невероятной красоты про мир фантазии и воображения.
  • «Знаешь, мама, где я был?» — красочный рассказ великого Ризо Габриадзе про свое детство.
  • «Одаренная» — как остаться собой, если ты одаренная девочка, а бабушка хочет сделать из тебя математика.
С уважением,
педагогическая команда «Олимп-плюс».